Статистика

ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

ГЛАВА 4 ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

4.1. Общий принцип формирования затрат

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Полезные свойства продукта формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. Отсюда следует вывод, что чем выше качество, тем выше затраты на его обеспечение. Однако, возникает вопрос насколько выше? Что бы понять эту проблему, рассмотрим ее с двух сторон: со стороны производителя и со стороны потребителя. Потребитель также понимает, что чем выше качество нужной ему вещи, тем дороже она стоит. Т.е. до определенного предела цена и качество связаны прямой зависимостью. Но, начиная с какого- то уровня, цена изделия продолжает расти, но качество повышается все медленнее и медленнее. У производителя эта зависимость имеет обратный порядок т.е. вначале затраты на повышение качества растут медленно, а затем начинают неуклонно возрастать.  Из этого следует, что основным критерием определения величины затрат на обеспечение качества, является конечная потребительская стоимость продукта, исходя из имеющего спроса на данный продукт. Оптимальным следует считать такой уровень качества, при котором разность между выигрышем потребителя и затратами на изготовление будет наибольшей

Оценка и анализ затрат на качество

Качество (точнее свойства изделия, формирующее качество и оцениваемые показателями качества) формируется в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе со свойствами, определяющими качество, образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства – от Оптимальный уровень качества Качество Наибольший эффект Выигрыш потребителя Затраты на производство и эксплуатацию Стоимость Определение оптимального уровня качества продукции планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. Показана цепочка формирования затрат и стоимости товара или услуги. Эта схема позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя. Управление качеством требует четкой оценки и классификации затрат на качество. Как известно, анализ и классификация затрат является основой управленческого учета, что лишний раз подтверждает необходимость единой системы управления организацией. Информация о величине затрат в управленческом учете используется для определения себестоимости, и та же информация необходима для определения экономических критериев улучшения потребительских свойств продукции (т.е. его качества). Классифицировать затраты можно по разным критериям. Например, классификация по функциональному признаку рассматривает затраты на выполнение разных функций управления качеством. Схема предусматривает наличие в организации системы управления качеством (СУК). Такая схема весьма полезна для иллюстрации распределения затрат на качество. Однако она носит скорее теоретический характер. Для практического использования в системе построения контроля над затратами в конкретной организации более подходит иной подход к классификации затрат. Наиболее полная классификация затрат, которую можно использовать в системах управления качеством, По этой классификации укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные.

Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат. В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя: § Транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную Затраты на обеспечение заданного уровня качества На управление обеспечением качества Потери от дефектной продукции На предупреждение дефектов На повышение качества материальных ресурсов На оценку качества продукции На кадровое обеспечение СУК На функционирование СУК На информационное обеспечение СУК На хранение и упаковку продукции На правовое обеспечение СУК На контроль качества продукции На испытания качества продукции Потери от производственного брака Затраты на гарантийное облуживание Затраты на рекламации Потери от снижения имиджа фирмы Рис. 4.3. Классификация затрат на обеспечение качества по функциональному признаку работу транспорта, взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки; технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений — его набор и оплату труда. § Снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на непосредственно материальные — соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы.

  • § Затраты на подразделения, контролирующие производство.
  • § Затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное составление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т.п.

§ Затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям. Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие затраты, рассчитать и размер технических производственных затрат — через амортизационные отчисления, и трудовых — через заработную плату (оплату нормо-часов). Кроме деления затрат по сферам деятельности (производство, управление) существует другое их деление.

Если брать непосредственно управление затратами, связанными с обеспечением качества продукции, то надо различать

§ базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и

§ дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества. Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя: § Затраты на оценку. К ним относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала. § Затраты на предотвращение. Это расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т.д. Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, свя- занные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.. Здесь показана группа затрат по их видам во взаимосвязи с производством новой продукции и с её усовершенствованием. При этом издержки последней группы возникают как в сфере производства, так и за ее пределами — в сфере потребления продукции. Это предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может положительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его исправление. Затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

Вопросы по теме

1. В чем заключается общий принцип формирования затрат?

2. Как проявляется взаимосвязь цены и качества продукции?

3. Как определить оптимальный уровень качества?

4. Из каких основных стадий состоит цепочка формирования затрат и стоимости товара или услуги?

5. Какие вы знаете критерии классификации затрат на обеспечение качества продукции?

6. Что подразумевается под научно-техническими затратами на качество?

7. Что включают в себя управленческие затраты на качество? 8. Из каких видов затрат состоят производственные затраты?

9. Какие затраты относятся к базовым затратам?

10. Какие затраты относятся к дополнительным затратам?

11. Из каких компонентов состоят затраты на брак и его исправление?

Комментарии запрещены.

canadian family pharmacy Last news pharmacy online has affordable prices.