Статистика

Введение в курс управление качеством

Тема 1. Введение в курс управление качеством

1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе

1.3. История развития систем управления качеством

Вопросы по теме

1.  Какова идея концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг?
2.  Каковы цель, предмет и задачи курса «Управление качеством»?
3.  В чем состоит главная идея методологии обеспечения качества?
4.  Сформулируйте определение конкуренции.
5.  Что такое конкурентоспособность?
6.  Что вы понимаете под конкурентоспособностью товара и конкурентоспособностью предприятия? В чем разница между этими понятиями?
7.  Какие существуют виды показателей и параметров конкурентоспособности продукции?
8.  Каковы факторы внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность предприятия?
9.  Как сопоставить конкурентоспособность нескольких предприятий?
10.  Каковы основные стратегические компоненты роста конкурентоспособности предприятий?
11.  Назовите и охарактеризуйте пять основных этапов развития систем управления качеством.
12.  Какие отечественные системы управления качеством на предприятии вы знаете?

Тема 2. Общие понятия управления качеством

2.1. Основные понятия и определения

2.2. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей

Вопросы по теме

1.  Какие трактовки термина «качество» вы знаете?
2.  Приведите определение понятий свойство, дефект, брак.
3.  Что такое уровень качества?
4.  Что такое оптимальный уровень качества?
5.  Какие факторы влияют на уровень качества изделий?
6.  Какова динамика и взаимосвязь уровня качества выпускаемой продукции и монетарных показателей предприятия?
7.  Как группируют потребительские ценности?
8.  Что вы понимаете под показателем качества?
9.  По каким признакам классифицируют показатели качества?
10. Что такое единичный, относительный, комплексный и интегральный показатели качества?
11. Какими методами устанавливают числовые значения показателей качества?
12. Перечислите десять групп по ГОСТу показателей качества, прокомментируйте их состав показателей применительно к конкретным видам продукции.

Тема 3. Процесс и содержание управления качеством продукции

3.2. Петля качества. Цикл Деминга

3.3. Механизм управления качеством

3.4. Существующие системы управления качеством

3.4.1 Система тотального управления качеством

3.4.2. Система «ДЖИТ»

3.4.3 Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)

Вопросы по теме

1.  Какие виды функций управления вы знаете?
2.  Как изменялись взаимоотношения общего менеджмента компаний и менеджмента качества по мере развития систем управления качеством?
3.  Что в современных условиях является ядром менеджмента на основе качества (MBQ)?
4.  Чем характеризуется новая стратегия в управлении качеством?
5.  Что такое петля качества и в чем ее предназначение?
6.  Каково содержание цикла Деминга?
7.  Что вы понимаете под управлением качеством продукции?
8.  Что такое механизм управления качеством продукции? Выполнение каких функций он должен обеспечить?
9.  Какие основные подсистемы входят в состав механизма управления качеством?
10. В чем сущность системы тотального управления качеством (ТQМ) и какова специфика ее элементов и их взаимосвязей?
11. Что такое система ДЖИТ?
12. В чем смысл и содержание комплексной системы управления качеством?

Тема 4. Общие функции управления качеством продукции

4.1. Планирование процесса управления качеством

4.2. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством

4.3. Мотивация

4.3.1. Общий обзор мотивационных процессов при управлении качеством

4.3.2. Премии по качеству

4.4. Контроль, учет и анализ процессов управления качеством

4.4.1. Организация контроля качества продукции и профилактики брака

4.4.3. Статистические методы контроля качества

Вопросы по теме

1.  Что вы понимаете под планированием качества?
2.  Каковы задачи и предмет планирования качества?
3.  Какова специфика планирования качества?
4.  Каковы направления планирования повышения качества продукции на предприятии?
5.  В чем заключается новая стратегия в управлении качеством и как она влияет на плановую деятельность предприятия?
6.  Какова особенность плановой работы в подразделениях предприятия?
7.  Какие межнациональные и национальные органы управления качеством вы знаете?
8.  Каков состав служб управления качеством на предприятии?
9.  Что означают термины «мотив» и «мотивация персонала»?
10. Какие параметры, определяющие действия исполнителя, может контролировать менеджер?
11. Какие способы вознаграждения вы знаете?
12. Каково содержание теорий Х,Y, Z?
13. В чем суть мотивационнй модели А. Маслоу?
14. Какие виды вознаграждений применяют в менеджменте?
15. Каковы особенности мотивации деятельности людей в России?
16. Какие виды премий по качеству вы знаете?
17. В чем сущность процессов контроля качества?
18. Перечислите стадии процесса контроля.
19. По каким признакам различают виды контроля?
20. Что такое испытание? Какие виды испытаний вы знаете?
21. Каковы критерии решения о контроле?
22. Что такое система контроля качества продукции?
23. Какова структура ОТК и какие задачи на него возлагают?
24. Определите основные элементы системы профилактики брака на предприятии.
25. Что такое технический контроль и каковы его задачи?
26. Какие виды технического контроля вы знаете?
27. В чем цель и какова область применения статистических методов контроля качества?
28. Какие статистические методы контроля качества вы знаете и в чем их смысл?
29. Что такое ФСА и в чем его содержание?

Тема 5. Специальные подсистемы управления качеством

5.1. Стандартизация в системе управления качеством

1.1.1. Сущность процессов стандартизации

5.1.2. Система стандартизации России

5.1.3. Система международных стандартов

5.2. Сертификация

5.2.2. Методические основы проведения сертификации в Российской Федерации

5.2.3. Международная практика сертификации

Вопросы по теме

1.  Что вы понимаете под стандартизацией?
2.  Какие функции выполняют стандарты на различных этапах жизненного цикла продукции?
3.  Как вы понимаете технические, экономические и правовые функции стандартизации?
4.  Что является объектом стандартизации?
5.  Какие виды стандартов вы знаете?
6.  Какие требования предъявляются к фонду стандартов?
7.  Каковы принципы стандартизации и каково их содержание?
8.  Какие существуют методы стандартизации?
9.  Назовите основные элементы системы стандартизации.
10.  Какие категории стандартов вы знаете?
11.  Перечислите задачи службы стандартизации предприятия.
12.  Что такое стандарты серии ИСО 9000 и какова их цель?
13.  В чем отличие новой версии стандартов серии ИСО 9000-2000 от предыдущей?
14.  В чем особенность систем управления качеством, базирующихся на требованиях стандартов серии ИСО 9000-2000?
15.  Что такое сертификация?
16.  Что входит в нормативную сферу государственной сертификации?
17.  Какие виды сертификации вы знаете?
18.  Какие элементы входят в систему управления сертификацией в России?
19.  Назовите цели проведения сертификации.
20.  Какие функции в процессе сертификации выполняют изготовители продукции?
21.  Что такое сертификат соответствия?
22.  Что вы понимаете под схемой сертификации?
23.  Каков порядок проведения сертификации?
24.  Какие международные органы сертификации вы знаете?

Термины и определения

Приложение 1. Принципы Деминга

1. Постоянство целей. Сделайте так, чтобы задача совершенствования товара или услуги стала постоянной.

Приверженность руководства постоянным улучшениям – критический фактор для поддержания энтузиазма, интереса и соучастия работников на всех уровнях.

2. Новая философия. Предполагается серьезное, радикальное переосмысление ваших взглядов – более радикальное, чем вы можете себе представить. Вы должны поддерживать постоянное, непрерывное движение в правильном направлении к тому дню, когда вся компания окажется в процессе улучшения качества всех систем и видов деятельности.

3. Покончите с зависимостью от массового контроля.

Работайте с надежными, однородными и высококачественными материалами и процессами. Это скажется на вашей репутации у ваших настоящих и будущих потребителей.

4. Покончите с практикой закупок по самой низкой цене.

Стремитесь получать все поставки только от одного производителя. Целью в этом случае является минимизация общих затрат, а не только первоначальных.

5. Улучшайте каждый процесс.

Постоянно выискивайте проблемы для того, чтобы улучшать все виды деятельности и функции в компании, повышать качество и производительность.

6. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров с тем, чтобы лучше использовать возможности каждого из них.

7. Учредите «лидерство».

Надо создать среду, в которой у работников имеется истинная заинтересованность в их работе, а менеджеры помогают хорошо ее выполнять. Если рабочие заинтересованы, то они стремятся выполнять работу качественно.

8. Изгоняйте страхи.

Любой работник, испытывающий страх перед своим вышестоящим руководителем, не может надлежащим образом сотрудничать с ним. Истинное сотрудничество позволяет достичь намного большего, чем изолированные индивидуальные усилия.

9. Разрушьте барьеры.

Люди из различных функциональных подразделений должны работать в командах (бригадах) с тем, чтобы устранять проблемы, которые могут возникнуть, а не тратить время на конфликты.

10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов, которые требуют от работников бездефектной работы, нового уровня производительности, но ничего не говорят о методах достижения этих целей.

11. Устраните произвольные количественные нормы и задания. Замените их поддержкой и помощью со стороны вышестоящих руководителей с тем, чтобы достичь непрерывных улучшений в качестве и производительности.

12. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом.

Устраните барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом. Это предполагает проведение ежегодных аттестаций и введения методов управления по целям.

13. Поощряйте стремление к образованию.

Организации нужны не просто люди, ей нужны работники, совершенствующиеся в результате образования. Источником успешного продвижения в достижении конкурентоспособности являются знания.

14. Определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности и их обязательство проводить в жизнь все рассмотренные выше принципы.

Приложение 2.

10 этапов для повышения качества по Джурану

1. Сформируйте у персонала осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.
2. Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.
3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, выработав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.
4. Предоставьте возможность обучения всем сотрудникам организации.
5. Выполняйте проекты для решения проблем.
6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.
7. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
8. Сообщайте о результатах.
9. Регистрируйте успехи.
10. Внедряйте достижения, которых вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым закрепляя их.

Приложение 3.

14-этапный план Кросби по повышению качества

1. Четко определите приверженность руководства идее качества.
2. Используйте команды по работе над улучшением качества для привлечения и информирования о качестве всех членов организации.
3. Измеряйте качество и раскрывайте текущие и потенциальные проблемы с качеством.
4. Подсчитайте стоимость затрат на качество.
5. Объясните подчиненным, сколько стоит некачественная работа.
6. Предпринимайте корректирующие действия.
7. Организуйте специальный комитет, который будет работать над программой нулевого брака («ноль дефектов»),
8. Обучите наставников, которые будут внедрять программу нулевого брака.
9. Проведите «день нулевого брака», чтобы объяснить программу и подчеркнуть тот факт, что в организации к этой проблеме будут относиться по-новому.
10. Поощряйте персонал устанавливать цели, ориентированные на улучшение качества.
11. Поощряйте персонал сообщать о тех проблемах, которые не позволяют им работать без брака.
12. Высказывайте признание тем, кто добивается поставленных целей и отлично выполняет работу.
13. Организуйте советы качества, состоящие из профессионалов, руководители команд которых будут регулярно общаться друг с другом.
14. Проделывайте это снова и снова, подчеркивая, что у данной программы нет завершения.

Комментарии запрещены.

canadian family pharmacy Last news pharmacy online has affordable prices.